Детские игрушки / Статьи / История игрушек. "Куклы".
История игрушек. "Куклы"
История куклы как общественного явления насчитывает тысячелетия. Самая ранняя находка датируется в 30000-35000 лет до нашей эры. Она была найдена на территории современной Чехии, в могильнике Брно-2. Эта фигурка, изображающая человека, была сделана из кости мамонта. Она также имела двигающиеся руки и ноги. Скорее всего, кукла из Брно-2 не была игрушкой, а имела какое-то мистическое значение. В доисторическом мире изображение человека или животного всегда магично, неважно, рисунок это на стене или поделка из кости, камня или другого материала. Да и более поздние куклы первых государств, имели непосредственное ритуальное назначение. Например, в Египте (самые ранние найденные куклы датируются 4000 лет до нашей эры) они использовались в погребальных обрядах, в качестве сопровождающих покойника в иной мир. Изготавливались они, чаще всего, из цельного куска дерева и не украшались никакими дополнительными материалами. Также известно об использовании в религиозных обрядах ростовых кукол изображающих богов, например Осириса. Эту куклу, старательно изготовленную, с движущимися конечностями, несли впереди торжественной процессии в дни празднеств посвященных богу возрождения и загробного мира. Чуть позже, в странах Ближнего Востока, а также в античных Греции и Риме из ритуальных мистерий вырастает кукольный театр. Появляются куклы-марионетки, используемые для представлений. Для создания марионеток использовались различные материалы, но в основном их делали из глины, воска и разных сортов древесины. Подвижные конечности скреплялись проволокой или нитями. Естественно, эти куклы, в отличие от более древних, уже не имели магического назначения. Куклы-марионетки старательно раскрашивались и одевались, чтобы представление выглядело как можно ярче и занимательней. Как и в современных кукольных театрах, марионетки делились на две главных категории: напольные и верховые. Напольные – это куклы управляемые сверху с помощью нитей, верховые – это куклы, надевающиеся на руку. В эпоху Средневековья кукольные театры вызывали недовольство Церкви, поскольку, помимо того, что представления часто носили языческий характер, они зачастую были скабрезными, безнравственными и пошлыми, как, впрочем, и обычные представления путешествующих балаганов. Также, среди масс населения, еще сохраняющего некоторые пережитки языческого прошлого, нередко встречались случаи использования ритуальных и магических кукол. Например, куклы могли использоваться в заговорах, колдовстве и отправлении дохристианских обрядов, в основном связанных с плодородием. Поэтому Церковь, как Католическая, так и Православная, считала своим долгом бороться с этим явлением. В позднем же Средневековье, куклы постепенно теряют статус языческого наследия. Появляются христианские кукольные представления, которые и доныне широко распространены в Западной и, частично, Восточной Европе. Особенно распространено Рождественское представление, разыгрывающее сцены из Евангелия о принесении даров тремя волхвами Богомладенцу Иисусу, так называемый «Вертеп». Кроме спектаклей, куклы, изображающие святых, появляются в католических храмах, наряду со статуями. В эпоху Возрождения возникает новый кукольный формат – куклы, имеющие своим назначением демонстрацию новейшей модной одежды (fashion dolls). Эти далекие предки манекенов первоначально изготовлялись из глины, дерева и воска, но одевались при этом в роскошнейшие одежды. Потребителями эти кукол были царственные особы европейских королевских домов. Никого, наверное, не удивит, что центром производства этих кукол была Франция. Ведь именно она была законодателем мод в то время. Хотя сама идея кукол, демонстрирующих модные одеяния, была придумана не во Франции. Идея была заимствована у древних римлян, которые рассылали из метрополии в провинции глиняные куколки-фигурины, одетые по последнему столичному писку моды. В семнадцатом веке возникает новый, более совершенный тип fashion dolls – куклы – пандоры. Эти потрясающие по красоте куклы изготавливались из фарфора, были средних размеров и строго соблюдали физические пропорции взрослой женщины. Пандоры выполняли функции, которые сейчас выполняют журналы мод. Они распространяли парижскую моду во все концы Европы, в том числе и в Россию. Чуть позже пандоры пересекли океан, принося достижения европейских портных и в Новый Свет. На больших ярмарках устраивались крупномасштабные показы новых платьев, которые собирали огромное количество публики. Вскоре свои пандоры стали производиться, практически, по всей Европе. Существовало два типа пандор: большая и малая. Большая пандора демонстрировала выходную одежду, а малая - домашнее платье. У этих кукол со временем появилась и еще одна функция. Те, у кого было достаточно денег, чтобы приобрести пандору, использовали ее в качестве украшения интерьера. Это было эстетично и престижно. К таким пандорам обязательно прилагались различные аксессуары, и даже сундучки с парфюмерией, не говоря уже об обширном гардеробе. Эти потрясающе красивые куклы дожили до конца девятнадцатого века, когда были вытеснены современными манекенами и журналами мод. Исследователи часто относят к куклам возникших в восемнадцатом веке андроидов, так называемых автоматонов. Эти механические устройства в виде людей, которые совершали различные весьма сложные действия. Например, они играли на различных музыкальных инструментах, писали перьями по бумаге, рисовали картины. Но поскольку в автоматонах главное не изображение человека, а механизм, возможно и не стоит относить их к куклам. Не считаем же мы куклами, скажем, музыкальные шкатулки с двигающимися фигурками. Только в середине девятнадцатого века начинается история куклы именно как игрушки. Начинается она с массового выпуска тряпичных кукол в Америке и Англии. Впервые куклы представляли собой не взрослых людей, а детей, за которыми их маленькие хозяйки могли ухаживать, наряжать их и играть с ними. Впрочем, тряпичные куклы очень быстро сменились куклами фарфоровыми, из специального «бисквитного» фарфора. Были в то время и свои всемирно известные кукольные бренды: например французский «Bebe Jumeau» иле немецкий «Kammer and Reinhardt». «Бисквитные» куклы пользовались огромной популярностью, но к середине прошлого столетия они постепенно уступили место всем нам знакомым фабричным куклам из пластмассы. В нашу эпоху индустрия детских игрушек и развлечений занимает широкое место на рынке. И количество различных типов кукол и брендов столь велико, что для обзора современных игровых кукол требуется отдельная статья, тем более, что кроме игровых кукол, существует и современная художественная кукла. |